ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ НА БОРТУ

3 АПРЕЛЯ 2008 ГОДА В НЕБО НАД ИСПАНИЕЙ ПОДНЯЛСЯ НОВЫЙ САМОЛЕТ, СОЗДАННЫЙ ЕВРОПЕЙСКИМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ «БОИНГА» СОВМЕСТНО С ПОЛУТОРА ДЕСЯТКАМИ ИНЫХ ФИРМ, БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ИСПАНСКИХ. ДВУХМЕСТНЫЙ ВИНТОВОЙ АППАРАТ, ДОСТИГНУВ ВЫСОТЫ ОДНА ТЫСЯЧА МЕТРОВ, ДАЛЕЕ 20 МИНУТ ЛЕТЕЛ ПО ПРЯМОЙ СО СКОРОСТЬЮ 100 КМ/Ч.

Результат не то чтобы выдающийся — примерно так летали еще сто лет назад, когда первые самолеты казались почти чудом сами по себе, а уж их способность ненадолго отрываться от земли и вовсе завораживала. Тем не менее об этом полете СМИ сообщили всему миру Причина проста: в этот раз в небо без посторонней помощи взмыл действительно принципиально новый самолет. Он работает на водородном топливе. Как утверждает компания «Боинг», впервые в истории авиации состоялся полет управляемого аэроплана powered by hydrogen fuel cells. На русский язык fuel cells обычно переводится как «топливные элементы»; далее мы будем иметь в виду именно это. Так что же это такое?

Вообще говоря обычный карбюраторный двигатель внутреннего сгорания не так уж сложно переделать под водородное топливо Такие эксперименты неоднократно ставились в прошлом, проводятся они и сейчас. Некоторые из них выглядят внушительно. Так, экспериментальный болид H2R от концерна BMW еще осенью 2004 года побил разом 9 мировых рекордов. По сообщениям прессы, 12-цилиндровый двигатель объемом шесть литров, работавший на сжиженном водороде, выдал 285 лошадиных сил, что позволило водородному концепт-кару разгоняться до 100 км/ч за 6 секунд. Максимальная же скорость составила 302 км/ч. Правда, у немецкого чудо-экипажа, кажется, не было соперников в битье рекордов.
При всей логичности переделки бензиновых движков под водород в последние десятилетия укоренилось мнение, что магистральный путь разлития выглядит иначе. В рамках преобладающей концепции водород-кислородная смесь подается в специальный агрегат: тот самый топливный элемент, в котором и происходит известная всем реакция с образованием воды, тепла и электроэнергии. Очень упрощая, можно сказать, что топливный элемент — это коробка с электродами и электролитом внутри и системами подачи топлива, окислителя, отвода продуктов реакции, тепла и электричества снаружи.
Для повышения эффективности реакции используются катализаторы, в роли которых (для водорода) ныне обычно выступают платина либо палладий. Топливные элементы бывают не только водородными — они работают на метиловом спирте, пропане и еще многих разных веществах, но в этой статье мы будем говорить только о водородных. Главное преимущество пары топливный элемент — электромотор заключается в более высоком КПД. По оптимистичным прогнозам, КПД топливных элементов может перешагнуть за 60%, что превышает показатели традиционных ДВС примерно вдвое.
Добавим, что мощность топливного элемента куда меньше зависит от его физических размеров и массы. Также учтем, что он работает почти бесшумно. На сегодняшний день имеется как минимум три различных типа топливных элементов. Но только один из них — с протонно-обменной мембраной (РЕМ FC) — оценивается специалистами как стоящий на пороге промышленного производства. Именно на нем летел по прямой упомянутый выше экспериментальный «боинг», его же ставят на всевозможные экспериментальные и полу экспериментальные автомобили.

Post navigation