На смену нефти: ВОДОРОД

ИДЕЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОДОРОД В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА ВИТАЛА В ВОЗДУХЕ С ДАВНИХ ПОР. ПРИЧИНЫ ПОНЯТНЫ: ПРИ ЕГО ОКИСЛЕНИИ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ПРИМЕРНО В 2,8 РАЗА БОЛЬШЕ ЭНЕРГИИ, ЧЕМ ПРИ ГОРЕНИИ БЕНЗИНА. ЭТОТ ГАЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗВРЕДЕН, К ТОМУ ЖЕ ЗАПАСЫ ВОДОРОДА В ВИДЕ ВОДЫ ПРАКТИЧЕСКИ НЕИСЧЕРПАЕМЫ. ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ КОСМОСА

Сама идея использовать водород в качестве топлива витала в воздухе с очень давних пор — едва ли не с тех, когда человечество выяснило химический состав этого самого воздуха и соприкасающейся с ним воды. Причины понятны: при окислении водорода выделяется примерно в 2,8 раза больше энергии, чем при горении бензина. Водород легок, химически неагрессивен. Водородное топливо экологически безвредно — «выхлопным газом» является самый обычный водяной пар. Наконец, запасы водорода — в виде воды — практически неисчерпаемы.
В XIX веке о грядущем применении водорода писал Жюль Верн, правда не слишком вдаваясь в подробности. В следующем веке размышления фантастов обрели более четкие формы. В1939 году советский писатель Григорий Адамов в романе «Тайна двух океанов» описал вымышленную советскую подлодку «Пионер» с реак тивным двигателем на гремучем газе. Концепция Адамова так и осталась на бумаге, но замысел, конечно, был смел.
Оборотная сторона медали такова: водород дорог, его сложно производить, также сложно перевозить, еще сложнее хранить. Неудивительно, что впервые водородное топливо было использовано там, где масса перевозимого груза значит много больше, чем его стоимость. В 60-х годах XX века на водород-кислороде работали вторые ступени «Сатурнов» — американских ракет-носителей, задействованных в программе «Аполло».
Двумя десятками лет позже на водороде работала вторая ступень советской «Энергии» — той, что была сделана для «Бурана» и слетала один раз вместе с ним. Менее известно, что сами «Аполлоны» на пути к Луне и обратно снабжались энергией от водородных топливных элементов Видимо, это и был первый случай применения данной конструкции в серьезном деле. С полным правом можно сказать, что она пришла на Землю из космоса.
В СССР во второй половине 80-х годов летал самолет Ту-155 — серийный пассажирский Ту-154, на котором один из трех двигателей (средний) был экспериментальным — работавшим на водороде. Вероятно, новую конструкцию обкатывали для дальнейшего развития в проекте Ту-2000 — огромного суборбитального самолета, способного выполнять роль ракеты-носителя. В официальных советских документах он так и назывался: одноступенчатый многоразовый воздушно-космический самолет (МВКС).
Задание требовало от разработчиков создать самолет, поднимающийся на высоту до 60 км, развивающий скорость до 25 мах и могущий выводить 10-тонные спутники на орбиту высотой до 200 км. Летать эта штука должна была на жидком водороде. К 1992 году были изготовлены отдельные узлы, а также макет, показанный на «Мосаэрошоу» в том же году.
Однако из-за распада СССР проект был заморожен. Ну а на земле первый автомобиль, способный ездить на энергии топливных элементов, был изготовлен корпорацией General Motors в 1965 году. Правда, эти элементы и запас топлива для них тогда заняли почти весь полезный объем кузова. С тех пор утекло немало водородсодержащих жидкостей, и рост цен на одну из них — нефть — придал экспериментам с иными видами топлива ощутимый экономический смысл.
Неудивительно, что в последние годы сообщения о новых водородных разработках посыпались как из рога изобилия. И если экспериментальный «боинг» пока является первой ласточкой на fuel cells, то экспериментальные автомобили строятся десятками фирм по всему миру.

Post navigation